Открытый онлайн курс по анатомии человека: от азов построения до создания полноценной человеческой фигуры.
Курс проводится каждый год, осенью. Чтобы получить информацию о старте курса,
подпишитесь на нашу рассылку.
Видеозаписи курса доступны
на канале YouTube
Стоимость курса: бесплатно.
На этом курсе мы начнем с базовых схем построения, изучим пропорции, механику и логику движения человеческого тела, затем перейдем к объемам и строению мышц, разберем сложные ракурсы и сокращения, и наконец — натянем на получившуюся “болванку” живое человеческое тело, с характерными изгибами, складками и прочими особенностями, без которых, как бы мы ни старались учесть все пропорции, живим человека не сделать. Финальным заданием курса будет создание полноценной человеческой фигуры в объеме.
Для каждой группы художников (начинающие, средний уровень, продвинутые) сформированы цели каждого задания. Эти цели не являются обязательными к исполнению и не входят в условия задачи, они просто помогут участникам сориентироваться и оценивать собственные результаты. По уровням цели разделены достаточно условно, поэтому не парьтесь — просто берите для себя те цели, над которыми вам актуально работать, на которые хватает сил и времени.
Курс продлится 2 месяца и состоит из 7 заданий. Перед стартом каждого в группе будет появляться новость с подробным описанием (также их можно посмотреть уже сейчас — список ниже). По итогам их выполнения в группе будет появляться видеозапись с разбором работ — Вера Величко будет просматривать работы участников, находящихся в списках рецензентов, и отмечать, что получилось хорошо, а над чем стоит еще поработать. Для участников, не находящихся в списках, тоже полезно просматривать эти разборы — как показывает практика, большинство ошибок повторяются у всех.
Каждое задание длится неделю — с понедельника до воскресенья.
Видео с разбором работ участников будет появляться каждый понедельник вечером.
1. Схема человека
Задача: нарисовать серию набросков базовой схемы человека в нескольких десятках поз (статичных и динамичных).
Зачем все это: Это упражнение поможет понять, как в принципе человек устроен — куда крепятся конечности, какая у них возможная амплитуда движения, как соотносится положение конечностей и точки опоры. Поможет избежать ситуаций, в которых конечности, скрытые частично под одеждой, не приходят в нужную точку — руки не идут в плечи, ноги не идут в… кхм… тазобедренные суставы, а голова не сидит на плечевом поясе.
Цели:
1. (начинающие): Выучить базовые пропорции. Во всех фигурах длина конечностей и их соотношение с длиной корпуса должно быть правильным и одинаковым.
2. (средние): Понять амплитуду движения основных частей тела, постараться запомнить крайние положения, обусловленные естественными особенностями строения суставов и связок.
3. (продвинутые): Проанализировать динамичные позы на предмет смещения основных точек схемы относительно друг друга.
2. Схема человека в перспективе
Задача: нарисовать серию набросков базовой схемы человека в нескольких десятках поз с учетом сокращений и перспективы.
Зачем все это: На этом этапе мы будем изучать поведение тела в пространстве. Как известно, перспектива в рисунке персонажа — важнейший динамический выразительный прием. Регулируя степень “перспективности” персонажа, мы меняем восприятие, положение точки наблюдателя, степень стилизации и активность позы. Это упражнение поможет вам в будущем свободно чувствовать себя при построении динамических поз.
Цели:
1. (начинающие): Научиться правильно обозначать точки соединения частей тела в любых ракурсах
2. (средние): Научиться учитывать точку опоры и правильный размах движения по отношению к ней даже в сложных ракурсах
3. (продолжающие): Научиться строить схему человека в радиальной или искаженной перспективе
3. Основные объемы человека
Задача: На основе базовой схеме человека создать серию набросков основных объемов человеческой фигуры в статических и динамических позах
Зачем все это: Уяснив себе, как двигается скелет, начнем потихоньку наращивать на него мясо. Посмотрим, как уже изученные нами схематически позы выглядят в объеме. На этом этапе мы упростим фигуру человека до ключевых геометрических форм и подробно изучим их взаимодействие.
Цели:
1. (начинающие): Выучить порядок чередования основных объемов в наиболее часто встречающихся позах
2. (средние): Изучить иерархию основных объемов человеческого тела: в какой позе что на что накладывается.
3. (продолжающие): Проанализировать видоизменение основных объемов в зависимости от типа телосложения, разобраться, какие области остаются неизменными, а какие меняются.
4. Основные объемы человека в перспективе и в сокращении
Задача: На основе базовой схеме человека создать серию набросков основных объемов человеческой фигуры в перспективе (часть поз — в сложных ракурсах с сокращениями).
Зачем все это: А вот с этим заданием мы вплотную подойдем к самому главному вопросу в анатомии: правильной “стыковке” конечностей и форм в сложных ракурсах. Даже вилку, лежащую на уровне глаз зубчиками к зрителю, нарисовать может быть не так-то просто. Что уж говорить о человеческой фигуре… Стоит бедному персонажику вытянуть руку к зрителю — и все, что делать, все развалилось, мы все умрем, куда это все ведет, где заканчивается, где тут локоть, где тут трицепс, а про кисть руки даже думать не хочется, мама роди меня обратно. Но после пройденных 3х заданий этого курса все станет немного проще. На четвертом задании мы научимся управляться с основными формами человеческой фигуры, в каком бы неожиданном положении они нам не встретились.
Цели:
1. (начинающие): Научиться правильно ставить геометрические фигуры, составляющие человеческое тело, в нужном по сокращению ракурсе.
2. (средние): Научиться прикидывать пятна контакта одних частей тела с другими и радиусы их поперечных сечений.
3. (продолжающие): Проанализировать изменение сложных ракурсов в зависимости от пола, телосложения, спокойного или напряженного состояния мышц. Проанализировать тонкости передачи эмоционального состояния через жест в сложном ракурсе.
5. От болванки к живой пластике
Задача: Создать серию линейных зарисовок человека в разных позах (на основе линейных и объемных схем из предыдущих заданий).
Зачем все это: Даже если мы нарисуем совершенно правильно все кости и мышцы человека соответственно нужной позе — еще не факт, что он получится живым. В движении человек расслабляет одни мышцы и напрягает другие, сминает одни поверхности тела и натягивает другие, кожа и жир образуют новые формы и линии. В этом задании от буратинки, пусть тщательно выверенного и изученного, мы перейдем к живому человеческому телу.
Цели:
1. (начинающие): Научиться правильно рисовать линии тела в позиции спереди, сзади, сбоку.
2. (средние): Научиться правильно рисовать линии тела во всех позициях, включая полуоборот и прочие подобные. Научиться передавать переход одного объема в другой очередностью линий.
3. (продолжающие): Научиться учитывать деформации линии в зависимости от напряженности-расслабленности, телосложения, соприкосновения с посторонними предметами.
6. Разведка боем — динамические наброски без построения
Задача: Создать серию быстрых линейных набросков человеческой фигуры без построения
Зачем все это: А теперь проверка боем. Стрессовые условия, в которых ваш мозг должен начать работать на автомате, не проводя долгих мыслительных процессов. Ибо чем быстрее художник «ловит» позу — тем более живой и пластичной она будет, такова особенность рисовки человеческого тела… Теперь мы снова откладываем построение, мы не прикидываем даже скелетик — мы сразу рисуем фигуру целиком, как в прорубь с головой.
Цели:
1. (начинающие): Научиться делать быстрые наброски человеческой фигуры.
2. (средние): Научиться ловить правильные пропорции и точку опоры без построения. Научиться передавать динамику позы — расслабленный-напряженный.
3. (продолжающие): Научиться рисовать характер в позе. Изучить гротескные приемы для передачи определенного настроения и состояния.
7. Финальная работа (человеческая фигура в объеме)
Задача: Нарисовать полноценную фигуру человека в полный рост в объеме.
Зачем все это: Это задание будет завершающим этапом челленжда. В нем вам нужно будет постараться использовать все, что вы изучили на протяжении курса, и создать полноценную, детально проработанную фигуру человека (поза, пол и возраст не имеют значения). Прямого указания на полную обнаженку не будет, но чем меньше одежды будет на вашем персонаже — тем лучше. Это задание продлится две недели, и работы на нем будут анализироваться в промежуточном этапе — что позволит участникам добиться максимально качественного эффекта.
Цели:
1. (начинающие): Научиться находить и исправлять ошибки в основных пропорциях и объемах на стадии построения. Создать реалистичную и объемную фигуру человека в простой позе. Научиться сначала создавать цельную базу, и лишь затем переходить к деталям. Научиться доводить стадик до логического завершения.
2. (средние): Научиться оживлять “резиновых”, “деревянных” и прочих ненастоящих людей. Изучить сложные ракурсы. Создать реалистичную и объемную фигуру человека в сложной позе. Поставить светотень и правильно соблюсти ее во всем рисунке.
3. (продолжающие): Научиться выражать настроение, эмоцию и повествование в пластике. Придумать предысторию своего героя. Проанализировать, каковы будут внешние особенности позы героя в нужном настроении. Проанализировать, какие дополнительные эффекты необходимы для усиления впечатления (перспектива, намеренное нарушение пропорций и т.п.). Создать полноценную иллюстрацию с персонажем(ами), выполненными в реалистичной и объемной манере, в сложном ракурсе, передающими определенный посыл.
Альбом: Задание 7 Часть 1 и
Задание 7 Часть 2
Правила участия
Для того, чтобы принять участие в этом курсе, необходимо выполнить следующие условия:
— Закрепить у себя на стене запись о курсе на время прохождения курса;
— Регулярно выкладывать у себя на стене этапы работ с тегом #tobehuman
Об авторе